«Волчья яма» - как хоррор 2005 года вернул готику глубинки к жизни
«Волчья яма» - как хоррор 2005 года вернул готику глубинки к жизни
«Волчья яма» - как хоррор 2005 года вернул готику глубинки к жизни
«Волчья яма» - как хоррор 2005 года вернул готику глубинки к жизни
«Волчья яма» - как хоррор 2005 года вернул готику глубинки к жизни

Подобно французской "New Extremity", Австралия в 2000-е годы пережила свое собственное значительное жанровое возрождение. По общему мнению, золотые времена австралийского кинематографа начались в 70-е годы и закончились в конце 80-х. Этот период, более известный как австралийская новая волна, достиг новых высот после того, как правительство оказало существенную поддержку искусству. Однако после резкого спада в 90-е годы отечественный хоррор медленно, но ощутимо возвращается в начале XXI века. И ни один другой фильм той эпохи не может похвастаться тем, что вернул Австралию к обсуждению, как мрачный и стильный "Волчья яма" 2005 года.



Это был бы не фильм ужасов середины 2000-х годов без практически обязательной и гиперболической рекламы "основано на реальных событиях". В данном случае "Волчья яма" действительно вдохновлен вырванным из заголовков реальным преступлением. Точнее, несколькими. Ивана Милата, умершего в 2019 году после того, как в 1996 году он был приговорен к пожизненному заключению, СМИ окрестили "Убийца рюкзаком". Как следует из его прозвища, Милат убивал людей с рюкзаками. Точнее говоря, он был виновен в гибели семи молодых путешественников.



Режиссерский дебют Грега МакЛина, однако, не является прямой экранизацией, это история, напоминающая правду. Конечно, многие австралийцы солгут, если не заметят сходства, наблюдая за тем, как герой Джона Джарратта жестоко расправляется с тремя ничего не подозревающими туристами.
Если бы не зловещее предисловие, помещенное в самом начале: "Ежегодно в Австралии пропадает 30 000 человек, 90% из них находят в течение месяца, а некоторых больше никогда не найдут", "Волчья яма" в первом акте мог бы показаться тревелогом. Напротив, МакЛин хочет, чтобы зрители забыли о прочитанном и увидели Бена, Лиз и Кристи (Натан Филлипс, Кассандра Маграт, Кести Морасси) такими, какими их следует запомнить. Они были людьми, а не просто жертвами, искавшими веселья, любви и приключений. Эти трое друзей направлялись к знаменитому метеоритному кратеру в Западной Австралии, когда на них напал убийца-садист.
Первые тридцать с небольшим минут "Волчьей ямы" не вызывают особого восторга или интриги. Австралиец Бен и два его приятеля-англичанина просто разъезжают на ржавом ведре, веселятся при любой возможности и время от времени вступают в связь друг с другом. Этот подход настолько не декорирован и граничит с занудством, что, тем не менее, жизненный срез придает фильму достоверность. Главные герои ощущаются как настоящие люди из плоти и крови. Может быть, поэтому зрителям так тяжело смотреть на неизбежную развязку.



Главные герои не вписываются в стандартные роли персонажей, столь популярные в жанре ужасов. Как и следует из всего происходящего на экране, Бен - самый экстравертный и легкий из троицы. Однако, в отличие от многих мужчин его возраста в этом жанре, его общительность и порой дерзость не оскорбляют. В исполнении Филлипса нет ни капли высокомерия. А общительность вряд ли делает Бена и его друзей достойными своей судьбы. Кроме того, когда два человека так близки, как Лиз и Кристи, вполне логично, что их характеры сливаются. Это не так, как в других фильмах, где зрители задаются вопросом: "Как эти персонажи дружат?". Уровень незатронутой связи между этими тремя людьми настолько быстро становится подлинным, что без этой основы фильм бы не получился. Переживать за этих героев так же легко, как и больно.

Фильм "Волчья яма" не сразу превращается из истории беззаботной невинности и романтики дорожных путешествий в рассказ о страхе в глубинке. Такое преднамеренное нагнетание подходит не всем — поклонники постепенного нагнетания напряжения в стиле «Техасской резни бензопилой» должны быть более довольны, чем другие — но оно действительно делает неизбежное разоблачение более убедительным. Перед тем как все полетит к чертям, МакЛин пытается сбить зрителей с пути, проложенного перед ними: машина и часы героев одновременно выходят из строя, когда они достигают места падения метеорита, в ретроспективе это очевидный отвлекающий маневр. Эта сверхъестественная ошибка становится еще более очевидной, как только Джарратт наконец-то показывает свое лицо.



Фары встречных машин, на мгновение принятые за огни, придают фильму неземное звучание до появления Мика Тейлора. Однако подозрительное поведение Джарратта в конце концов опровергает доброкачественный характер этого местного явления. Поначалу Мик кажется сговорчивым, несмотря на свою внешнюю грубоватость. Репутация Джарратта, играющего не злодеев, таких как милый Терри Додж в телевизионной драме "Дочери Маклеода", позволяет ему не сомневаться в этом. Как только маска срывается (и падает с грохотом), "Волчья яма" с лихвой оправдывает свою славу жестокой порции «Ozploitation».
МакЛин не изобрел ничего такого, чего бы не видел опытный поклонник ужасов, но он сделал все так, чтобы все было свежо, просто не делая слишком многого. Режиссер и сценарист не перемудрил и не стал самокритично высмеивать свой собственный фильм. Именно прямолинейность "Волчьей ямы" и позволила ему в то время выделиться. Ведь на момент премьеры этого инди-фильма у себя на родине Голливуд только начинал втягиваться в игру с сплаттером. Тогда еще не было ничего сопоставимого в местном и современном понимании. Хотя австралийский хоррор всегда отличался почти непревзойденной жестокостью, когда речь заходила о героях, ступающих в сельскую местность континента.



Когда в каком-то месте со временем складывается собственная готическая идентичность, чаще всего в это индивидуальное определение включается и дом. В то же время в Австралии собственная готическая личность уже давно ассоциируется с природой. Еще более широкое распространение получило то, что многие называют Готика глубинки. Чтобы прочувствовать или продемонстрировать готику глубинки в фильме, сюжет выживания, как правило, разворачивается на открытом воздухе или, в некоторых случаях, в доме, расположенном в сельской местности. Еще одна важная грань - признание темных сторон Австралии (современной и исторической), связанных с колониализмом и столкновением культур. В "Волчьей яме" есть все, что нужно: ксенофобский мотив Мика Тейлора, побуждающий его к убийству, и глубинка как жуткий и неумолимый пейзаж.

По сравнению с более современными ужасами "Волчья яма" кажется скромным. В том числе и с сиквелом, и со спин-оффом телесериала. Тем не менее, как только в фильме появляется зло, оно не отпускает до самого конца. Непринужденный МакЛин показал каждую унцию боли, которую испытывают эти несчастные персонажи. Оглядываясь назад, можно сказать, что фильм "Волчья яма" имел удовольствие вызывать протесты и отталкивать кинокритиков налево и направо, а также имел наглость быть выпущенным в Северной Америке в день Рождества. Многие до сих пор расходятся во мнениях относительно реальной ценности этого фильма, но невозможно отрицать его влияние на время ужасов, отличавшееся беспределом и угрожающей степенью насилия.


| Категория: Кинорубрика | Просмотров: 184 | Добавил: Grician | Теги: Кинорубрика | Рейтинг: 5.0/1

Интересное в блогах

У поклонников ужасов есть термин, которым они называют фильмы, являющиеся отличными отправными точками в жанр для молодых и начинающих фанатов - Врата ужасов. Эти фильмы хорошо выполнены, но в большин...

В жанре ужасов нет недостатка в абсурдных предпосылках - от кроватей-людоедов до серийных пряников-убийц. Однако не все эти странные фильмы созданы одинаковыми, и я бы утверждал, что глупая предпосылк...

Месть – она в нашей крови. Это наша природа: когда кто-то причиняет нам боль, мы хотим, чтобы этот человек чувствовал то же самое, что и мы. Мы жаждем справедливости....

Некоторые люди коллекционируют монеты. Другие собирают марки. Это безобидные увлечения, особенно если сравнивать их с жуткими коллекциями принадлежащих убийцам вещей. В такие коллекции может входить в...

Всего комментариев: 0
avatar